Роль мотивации в психологии образования

Мотивация – это внутреннее состояние, которое активирует, ведет и поддерживает желаемое поведение. Мотивация определяет, как человек учится и как относится к изучаемому предмету. Она:

- обеспечивает направление к целям;

- повышает способности к обучению и производительности когнитивной обработки;

- приводит к увеличению усилий и энергии;

- повышает упорство и настойчивость.

Многие исследования в области психологии образования показывают одно и то же: никакая воля и дисциплина не помогут, если студент не разовьет в себе внутреннюю мотивацию. Все внешние факторы имеют лишь краткосрочный эффект.

Убеждения студентов относительно своих будущих успехов и неудач прямо влияют на повышение их навыков, эмоции и мотивацию. Например, когда студенты терпят неудачу и при этом у них возникает ощущение того, что они никак не могут повлиять на ситуацию, появляется чувство стыда и вины, что приводит к низкой производительности. И наоборот, когда они ощущают, что могут повлиять на свой успех, то удваивают усилия и получают хорошие оценки и знания.

На мотивацию также влияет то, какие цели перед собой ставит обучающийся. Если их суть в том, чтобы достичь определенного уровня мастерства, то студент стремится повысить свои способности и умения во что бы то ни стало. Такого же результата добиваются и те, чьей задачей является получение хороших оценок.

Цель, основанная на овладении мастерством, приводит к таким результатам: упорство перед лицом неудачи; стремление решать сложные задачи; творческий подход; внутренняя мотивация. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы привить обучающемуся подобное мышление.

Доцент кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Елена Уварова считает, что психология образования (или педагогическая психология) – это отрасль психологии, занимающаяся научным изучением того, как человек учится. Изучение процессов обучения, как с когнитивной, так и с поведенческой точки зрения, позволяет понимать индивидуальные различия в интеллекте, когнитивном развитии, саморегуляции и самооценке, а также их роли в обучении. Психология образования может быть частично понята через ее связь с другими дисциплинами. В основном это касается психологии, но также можно найти пересечения с медициной и биологией. При этом корни психологии образования восходят ко времени Аристотеля и Платона. Второй считал, что умение усваивать знания – это врожденная способность, первый же полагал, что, несмотря на преемственность, эти навыки можно развить.

 


Комментариев пока нет.

Это интересно:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Related Post

Преподаватели Дагестанского университета им. Р. Гамзатова будут учить граждан Бангладеш русскому языкуПреподаватели Дагестанского университета им. Р. Гамзатова будут учить граждан Бангладеш русскому языку

Центр создан Дагестанским государственным педагогическим университетом им. Р. Гамзатова под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации в Год педагога и наставника.

Пользовательское соглашение

Опубликовать