Technical Analyst – аналитика и прогнозы на рынке ценных бумаг Общая информация Применение искусственного интеллекта в школьном образовании: отношение россиян

Применение искусственного интеллекта в школьном образовании: отношение россиян

Социологическая лаборатория Среднерусского института управления –филиала РАНХиГС проанализировала результаты опроса россиян об их отношении к применению искусственного интеллекта в школьном образовании, которые представил Всероссийский центр изучения общественного мнения в апреле 2025 г[1].

Искусственный интеллект все активнее применяется для успешного решения задач в различных сферах профессиональной деятельности. При этом наиболее активные дискуссии вызывает его применение в образовании, причем часто высказываются противоположные точки зрения. Сторонники применения искусственного интеллекта в образовании видят вполне эффективные возможности повышения эффективности обучения за счет использования современных технологий ИИ, а те, кто активно выступает против, придерживаются мнения о том, что применение ИИ в школьном образовании существенно ограничит интеллектуальное и творческое развитие детей. Такое полярное отношение к проблеме часто связано с тем, что участники дискуссии, имеют неоднозначное понимание современного состояния развития технологий искусственного интеллекта, возможно, ограниченное представление о возможностях ИИ.

В целом 46% россиян не разрешили бы ребенку использовать ИИ для учебы в школе, при подготовке домашних работ и заданий, но если проанализировать как меняется это мнение, в зависимости от возраста, то мы увидим, что представители поколения «застоя» (53%) не разрешили бы своему ребенку-школьнику пользоваться ИИ в процессе обучения, в то время, как количество респондентов, разделяющих это мнение, меньше у поколения «цифры» (31%) и младших миллениалов (38%).

Одобряют использования ИИ по всем предметам всего 16% участников опроса, в то время 30% допускают лишь частичное использование ИИ по некоторым дисциплинам. При этом 10% россиян признали, что их дети используют нейросети в процессе обучения, 12% отметили, что это делают дети родственников, 14% – знакомых, а 34% респондентов, что в их окружении никто не использует ИИ.

Оценивая влияние ИИ на качество полученных знаний, большинство опрошенных (46%) склонны к негативным оценкам, отмечая ухудшение качества полученных знаний. При этом среди поколения «застоя» такого мнения придерживаются 51% респондентов, в то время, как среди поколения «цифры» всего 32% опрошенных.

14% опрошенных считают, что ИИ не влияет на качество полученных знаний. По мнению 24% россиян ИИ способствует улучшению освоения нового материала, причем возрастные различия во взглядах также проявились, поколение «цифры» (43%) склонны признавать пользу ИИ для качества образования, поколение «застоя» – 20%.

Анализируя новые возможности, которые ИИ создает для школьников, многие россияне отмечают уменьшение неравенства в доступности и получении качественного образования, а также:

- помощь детям с ограниченными возможностями (34%);

- повышенная доступность образования для жителей удаленных регионов (29%):

- развитие цифровых навыков (26%).

Опасения россиян в использовании школьниками ИИ в процессе обучения следующие:

- снижение умственной нагрузки, деградация (36%);

- отсутствие «живого общения» (31%);

- снижение мотивации к обучению, лень (27%);

- риск плагиата и списывания (26%);

- ухудшение критического мышления (25%).

По мнению, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Кустовой, результаты опроса демонстрируют, что взгляды на проблему использования технологий ИИ в школьном обучении отражают ограниченность представлений о современных технологиях ИИ как родителей, так и учителей, которые могут значительно повысить эффективность обучения, но, к сожалению, они практически не применяются в современной школе в связи с отсутствием специального оборудования и подготовленных педагогов. Необходима серьезная работа по разработке и внедрению технологий ИИ в образовательный процесс, поскольку у молодого поколения в большей степени сформирован запрос на использование современных технологий обучения, связанных с ИИ, что создает вызов для системы российского образования. Технологии ИИ, с одной стороны, создают новые возможности для обучения школьников, но, с другой стороны, могут приводить к негативным последствиям, в случае ограниченного видения возможностей и неумелого их применения.


[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo










Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Related Post

Как защитить отпуск в России: выбираем страховку помимо ОМСКак защитить отпуск в России: выбираем страховку помимо ОМС

Летний сезон — время путешествий, но даже самый тщательно спланированный отдых может быть омрачен внезапной болезнью или травмой.

Динамика энергорынка от Станислава Кондрашова из Telf AGДинамика энергорынка от Станислава Кондрашова из Telf AG

Потенциальное восстановление цен на нефть, сокращение числа сделок в нефтегазовой отрасли, увеличение использования альтернативных источников энергии и объемов добычи нефти в США могут определить актуальное состояние мирового энергетического рынка. Такие

Пользовательское соглашение

Опубликовать